Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

СИБИРСКИЙ КОМПОЗИТОР И ДИРИЖЕР С.Б.ТОЛСТОКУЛАКОВ О ДУХОВНОСТИ ЦЕРКОВНОЙ МУЗЫКИ АРХИЕПИСКОПА ИОНАФАНА (ЕЛЕЦКИХ)

30.11.2010

Каков критерий церковности богослужебной музыки? Где грань между дозволенным и непозволительном в литургическом действе? Об этом читайте в обширном труде сибирского композитора и дирижера С.Б. Толстокулакова "Православная музыка сегодня", цитаты из которого имеют отношение и к творчеству известного композитора РПЦ архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких) - (для чтения далее кликнуть заголовок). 


 


Цитаты из http://www.tolstokulakov.narod.ru/public/modern.htm 


"Мы предлагаем читателю просмотреть и пропеть “Великую ектению” ре минор М.Озерова, в которой просто удивительно сочетаются и безысходные моления (но, отнюдь, без сентиментального надрыва), и робкая надежда на Божью милость,.. - идеальнейшая “Великая ектения”, на наш взгляд, именно на “Великой Вечерне”.


В то же время, очень странно должно звучать для смиренного православного христианина в Великий Пост “Покаяния отверзи ми двери“ А. Веделя, написанное, скорее, по канонам какого-то низкопробного оперного шаблона, нежели по канонам Православия (натуралистически громоподобная кульминация, обрамленная слащавым началом и пританцовывающим концом).


В аналогичном песнопении “Покаяния отверзи ми двери” архиепископа Ионафана (Елецких) http://vladyka-ionafan.ru/musical-library в вышеуказанной кульминации используется, напротив, и низкая тесситура, и очень тихая динамика, наряду со значительным расширением темпа (молящийся прихожанин в данный момент словно “заглядывает” в самые потаенные уголки своей грешной души и именно ужасаясь своим содеянным грехам, поистине лишается, трепеща перед Богом, дара речи...).


Когда слушаешь в храме в Великий Пост это чудеснейшее по своей молитвенной красоте песнопение, то приходит на ум одна мысль: ”Разве можно еще более убедительнее выразить музыкальными средствами и смирение, и дистанцию перед Творцом, и полнейшее именно покаяние, - покаяние, и еще раз покаяние в своих грехах!?”.


"Если мы в “Покаяния отверзи ми двери” архиепископа Ионафана (Елецких) будем для излишней демонстрации своего богатого нижне-октавного регистра то там, то здесь, без особой нужды на то, подставлять октавы, не выставленные самим композитором (особенно в унисонных проведениях - ”Помилуй мя, Боже...”), то мы обесценим заранее всю эту гениальнейшую, т.н. “тихую” предстоящую кульминацию, “прорастающую” эмоционально именно в страх перед Богом и покаяние, тесситурно-в самый нижний участок диапазона басов, динамически - на самое трепетнейшее “пианиссимо” в сочетании со значительным расширением темпа..."


"Какой архиерейский кафедральный хор России не имеет в своем репертуаре песнопение “С нами Бог” священника В.Зиновьева? В противовес общепринятой точке зрения на это песнопение, вспомним, однако, высказывание на сей счет В. Выготского, в плане создания автором уж больно радостной и больно праздничной, но отнюдь не молитвенной, гаммы эмоций в нем, в произведении, отдаленно напоминающего небольшую развернутую сцену из какой-нибудь героической и воинственной оперы, где хоровые массы то словно маршируют под бравые гусарские возгласы “С нами Бог”, то солист тенор, томно страдая и вздыхая, пропевает “И нарицается Имя Его, велика совета Ангел”.


Но "...кто, хоть раз слушал во время богослужения “С нами Бог” архиепископа Ионафана (Елецких), тот уже, наверняка, не захочет более молиться под музыку одноименного песнопения священника В.Зиновьева.


”С нами Бог” архиепископа Ионафана завоевывает наши души с первой же секунды, прежде всего, именно своей эмоциональной целомудренностью, своей сосредоточенной молитвенной торжественностью, в сочетании с потрясающей простотой и безыскуственностью, то есть всем тем, что удается достичь в своих сочинениях далеко не каждому церковному композитору и что, собственно говоря-то и определяется одним понятием - понятием именно“церковности”, как таковой..."


"...Ярчайшие примеры сегодняшнего дня, как композиторского, так и исполнительского творчества: ...архимандрита Матфея (Мормыля), архиепископа Ионафана (Елецких), диакона С.Трубачева и им подобных, а самое главное то, что подавляющее большинство современных выпускников Регентских классов Духовных Семинарий России воспитаны именно в традициях эстетики древне-русских распевов (как и в “чистом” виде, так и в виде всевозможных обработок ) - и 17-го века, в первую очередь - знаменного распева, и более поздних распевов - Глинской пустыни, Оптиной пустыни, Валаамского монастыря и прочих, оставляют нам православным, и именно - русским православным, надежду на то, что со временем все же неизбежно восторжествует в православной русской музыкальной эстетике то направление, которое нам “открыли” (заново) еще на рубеже веков М.Смоленский и А.Кастальский, а несколько позже которое стало называться “московской” церковно-композиторской школой".


К списку событий