Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

АРХИЕПИСКОП ИОНАФАН (ЕЛЕЦКИХ). СМЕШЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕВЧЕСКИХ СТИЛЕЙ В ХРАМОВОМ БОГОСЛУЖЕНИИ НАРУШАЕТ ЦЕЛОСТНОСТЬ ЕГО "УМНОГО" ВОСПРИЯТИЯ

07.03.2011

Православное богослужебное пение - это христологическая мысль Церкви, облеченная в мелодическое тело осьмогласия.

Когда в храме собственно музыка заслоняет собой текст песнопений, то ум молящегося вынужден постоянно "переключаться" на меняющуюся гамму гармоний и ритмов, а слова псалмов и молитвословий лишь "скользят" по поверхности сознания, не производя плодов евангельского "умного" обучения души.

Произвольное смешение музыкально-певческих стилей в храмовом богослужении Русской Церкви (древняя монодия + барокко + немецкий хорал + местные монастырские напевы + др.), к сожалению, нарушает его цельность и "умное" действие.

В "правильном" же богослужебном мелодическом пении имеет место явление "стирания" феномена музыки, как такового: молящегося не отвлекают пышная гармония и перемена ритма, и его ум незаметно усваивает духовный смысл слов цековных гимнов.

Музыкально-сюитный "винигрет" из музыкальных "номеров" напрочь отсутствует в богослужебном пении Греческой и Грузинской Церквей, в общинах русского старообрядчества, сохранивших осьмогласную мелодическую традицию.

Архиепископ Ионафан (Елецких).

К списку событий