Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

АРХИМАНДРИТ ФЕОГНОСТ (ПУШКОВ) О НЕДОПУСТИМОСТИ ИЗБРАНИЯ КАНДИДАТОВ НА СВЯЩЕНСТВО ОБЩИНОЙ. ВЫ НЕ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАМИ УПРАВЛЯЛИ ЕПИСКОПЫ? – БУДУТ УПРАВЛЯТЬ ОЛИГАРХИ!

10.03.2018

Мне кажется, что только слепой не видит сегодня утопичности этого проекта (избрания кандидата на священство общиной – ред.). Во-первых, моральные качества членов общины сегодня не такие уж безупречные, как были у первохристиан, а потому полагаться на их свидетельства – опасно. Во-вторых, в общинах современных присутствует разлад повсеместно. Люди ссорятся и делятся на фракции.

Вот как, к примеру, святитель Иоанн Златоуст описывает еще существовавший при нем порядок избрания кандидата на священство:

«Иди и посмотри на народные празднества, где большею частью и положено производить избрание на церковные должности, и ты увидишь, что на священника сыплется так много порицаний, как велико число подчиненных.

Все, имеющие право предоставлять эту честь, разделяются тогда на многие части, и в собрании пресвитеров не увидишь согласия их ни между самими собою, ни с епископом, но каждый стоит сам по себе, избирая один одного, другой другого. Причина в том, что не все смотрят на то, на что единственно нужно бы смотреть, на добродетель души.

Но бывают и другие побуждения к предоставлению этой чести: например, говорят: такой-то должен быть избран, потому что он происходит из знатного рода; другой – потому, что владеет великим богатством и не будет иметь нужды содержаться на счет церковных доходов; третий – потому, что добровольно перешел к нам от противников наших; и стараются предпочесть другим один своего приятеля, другой – родственника, а иной – даже льстеца; но никто не хочет смотреть на способного и сколько-нибудь узнать душевные качества.

…Говорят: этот должен быть отвергнут потому, что молод; другой потому, что не умеет льстить; третий потому, что поссорился с таким-то; четвертый, чтобы такой-то не оскорбился, увидев, что предложенный им отвергнут, а избран этот; пятый потому, что добр и скромен; шестой потому, что слишком страшен для согрешающих; седьмой – по другой подобной причине. Вообще, не затрудняются приводить столько предлогов, сколько захотят; если же не найдут ничего другого, то поставляют на вид и богатство, и то, что не должно возводить в эту честь вдруг, а постепенно и мало по малу, и другие причины могут найти, какие захотят.

Теперь я желал бы спросить: что должно делать епископу в борьбе с такими ветрами? Как ему устоять против таких волн? Как ему отразить все эти нападения?

Если он будет руководствоваться в делах здравым рассудком, то и ему и избранным все становятся врагами и неприятелями, делают все вопреки ему, каждый день производят раздоры и преследуют избранных бесчисленными насмешками, пока не низвергнут их или не возведут своих приверженцев. И бывает подобное тому, как если бы внутри плывущего корабля кормчий имел своими спутниками морских разбойников, которые и ему, и гребцам, и пловцам постоянно и ежечасно причиняли бы козни.

Если же епископ предпочтет угождение этим людям собственному спасению, приняв тех, кого не следовало, то вместо них будет иметь врагом своим – Бога; что может быть ужаснее этого? И положение его в отношении к ним будет труднее, чем прежде, так как все они, содействуя друг другу, чрез то самое более усиливаются». (Святитель Иоанн Златоуст, «О священстве», ІІІ : 15).

Горький опыт разочарования постиг и Русскую Церковь после трагического 1917 года, когда был вновь использован «выборный» метод назначения епископов на кафедру, а священников – на приход.

Однако прямого соответствия древнему аналогу уже не могло быть. Так, в выборе епископа голосовала, разумеется, не вся полнота его паствы, а лишь избранные на то «приходским собранием» лица. Причем избрание совершалось «подсчетом голосов» (что противоречило традиции древней Церкви, согласной признать только «единодушное согласие» всей паствы, а не «большей части»). Духовную незрелость народа усугубили плевелы, всеваемые богоборческими силами.

Важно понять, что не всегда народ в состоянии отвечать за жизнь Церкви, разделяя ответственность с иерархией.  

При имеющейся у нас ныне олигархической структуре общества «выборность» духовенства превратится в фарс, так как реально выбирать будут «влиятельные лица», «спонсоры», которые просто навяжут свое мнение большинству, а несогласных заставят смолкнуть.

И говорю я это не просто теоретически: в одной из епархий недавно «коллектив» выжил с прихода священника, 18-ть лет служившего на этом приходе... Моральных нареканий к нему не было. Просто богатый спонсор (которого этот священник воцерковил и сына которого направил в семинарию) с потрохами купил всех прихожан и когда его сыночек закончил семинарию, вся приходская община «единогласно» (о как!) подали прошение епископу направить им настоятелем… думаю, уже все догадались – конечно, сынурика спонсорского! А прежний настоятель (отец 5-х детей и уже имеет 2 внуков) остался просто не у дел: его «перевели» на другой приход – полуразрушенный, в 50 км от дома и, разумеется, без жилья. Он подал прошение за штат. Вы скажете, «беспредел»? – Так ведь все законно, и так, как народ хотел: «единогласное решение общины».

Вы не хотите, чтобы вами управляли епископы? – Будут управлять олигархи!

..................................................................................................................................................................................................................

Блаженнейший Митрополит Онуфрий, Предстоятель УПЦ, о нынешнем лукавом времени: "Мы, дорогие братья и сестры, сейчас живем в непростое время, когда происходит подмена понятий добра и зла, появляются неправильные трактовки: кто такой Бог, что такое вера, что такое Церковь. Мы должны мужественно стоять в чистоте Святой Православной веры. Эта вера сделала нас благородными, красивыми, светлыми, и мы должны сохранить ее».


К списку событий