Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

ПОНКИН И.В. ОБЗОР ЗАРУБЕЖНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА ВЕРУЮЩИХ

12.01.2019

Понкин Игорь Владиславович – доктор юридических наук, профессор, председатель правления Института государственно-конфессиональных отношений и права.

Статья представляет собой авторский обзор норм зарубежного уголовного законодательства о защите прав и достоинства личности верующих – 16 государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Финляндия, Швейцария, Швеция, Япония).

В последние годы фиксируется тенденция к увеличению в России и в других государствах мира числа фактов возбуждения религиозной вражды, унижения человеческого достоинства граждан по признаку отношения к религии. Одновременно идут активные дискуссии относительно правовой возможности ограничения «богохульного» «художественного самовыражения», посягающего на человеческое достоинство и религиозные чувства верующих.

С точки зрения права и государства, объектом преступного посягательства «богохульников» и «кощунников» является отнюдь не Бог (как это нередко необоснованно стремятся представить защитники экстремистов, апеллируя к тому, что будто бы это – теологический вопрос, не подлежащий судебному разбирательству).

Объектом преступного посягательства в такого рода делах, в действительности, выступают права, свободы и законные интересы верующих, их человеческое достоинство и религиозные чувства, а также связанные с необходимостью охраны и защиты достоинства личности верующих публичные интересы общества и государства.

Правовая охрана и защита религиозных чувств верующих и их достоинства личности в связи с исповеданием ими религии является одной из сложнейших современных юридических проблем, в том числе из-за крайней затруднительности оптимально соотнести религиозные свободы со свободой самовыражения и свободой слова.

В свете этого возникает необходимость обратиться к исследованию вопроса о том, как уголовное законодательство других демократических правовых государств мира защищает религиозные чувства и достоинство личности верующих.

Указанный анализ представляет интерес и в части сопоставления тяжести санкций за такого рода действия, и в части сопоставления описаний конкретного содержания криминализуемых действий.

Законодательство многих демократических государств мира содержит разнообразные и многочисленные примеры уголовно-правовых гарантий правовой охраны и защиты человеческого достоинства и религиозных чувств верующих.

Ниже представлены некоторые примеры из уголовного законодательства 16 государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Финляндия, Швейцария, Швеция, Япония).

***

Статья 56 «Воспрепятствование осуществлению священнослужителем своих служебных обязанностей» Уголовного закона штата Новый Южный Уэльс (Австралия) № 40 от 1900 года:

«Лицо, посредством угроз или применения силы воспрепятствующее или пытающееся воспрепятствовать осуществлению священнослужителем или иным лицом, уполномоченным на осуществление подобной деятельности, богослужения в месте религиозного поклонения или исполнению им своей обязанности по законному погребению умершего в месте погребения, либо осуществляющее нападение или какое-либо насилие в отношении священнослужителя, который выполняет или, по мнению преступника, намеревается выполнять какие-либо из указанных выше обязанностей, или намеревающееся совершить указанные деяния, – подлежит наказанию в виде лишения свободы сроком на 2 года.»

Статья 574 «Уголовное преследование за богохульство» Уголовного закона штата Новый Южный Уэльс (Австралия) № 40 от 1900 года:

«Никто не должен быть привлечён к уголовной ответственности в отношении какого-либо обнародования в устной форме или иным способом слов или материала, расцениваемых как богохульство, если таковые являются аргументированными или мотивированными, и такое обнародование осуществляется не с целью издевательских насмешек или оскорбления, а также не с целью нарушения общественных приличий, и не для того, чтобы каким-либо образом преследовать нарушение мира.»

Часть 1 статьи 119 «Богохульство» Уголовного кодекса штата Тасмания (Австралия) № 69 от 1924 года.

«Любое лицо, посредством устного высказывания или в письменной форме умышленно распространяющее богохульный пасквиль, является виновным в совершении преступления.»

Статья 120 «Вмешательство в служебные обязанности священнослужителя» Уголовного кодекса штата Тасмания (Австралия) № 69 от 1924 года:

«Лицо, которое а) посредством угроз или применения силы мешает или воспрепятствует законному осуществлению своих служебных обязанностей священнослужителям в месте религиозного поклонения или осуществлению им своих обязанностей по законному захоронению умершего на кладбище или в ином месте погребения; или b) во исполнение каких-либо процедур гражданского процесса или под предлогом какого-либо гражданского процесса арестовывает священника, который выполняет или, по мнению преступника, намеревается выполнять какие-либо из указанных выше обязанностей, или, по мнению преступника, идёт выполнять их или возвращается после их выполнения, – является виновным в совершении преступления.»

Статья 121 «Воспрепятствование религиозной церемонии» Уголовного кодекса штата Тасмания (Австралия) № 69 от 1924 года:

«Лицо, которое намеренно и без законного основания или оправдания воспрепятствует проведению или срывает какое-либо собрание, на законных основаниях организованное для религиозного поклонения, или иным образом беспокоит, досаждает или злоупотребляет правом в отношении проповедника, учителя или лица, законно исполняющего свои служебные обязанности на таком собрании, является виновным в совершении преступления.»

§ 188 «Порочение религиозных учений» Уголовного кодекса Австрии:

 «Лицо, публично порочащее личность или предмет, являющиеся объектом религиозного почитания действующей на территории государства церкви или религиозной общины, либо вероучение, либо допустимые в соответствии с законом религиозные обычаи или религиозные действия такой церкви или религиозной общины или подвергающее их издевательским насмешкам таким образом, который может повлечь за собой обоснованное общественное возмущение, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев или штрафа в размере до 360 дневных ставок.».

§ 189 «Воспрепятствование отправлению религиозных обрядов» Уголовного кодекса Австрии:

«1. Лицо, посредством совершения насилия или угрозы совершения насилия воспрепятствующее или прерывающее законное проведение богослужения или проведение отдельных религиозных обрядов в действующей на территории государства церкви или религиозной общине, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до двух лет.

2. Лицо, совершающее 1) в месте, предназначенном для проведения допустимых в соответствии с законом религиозных обрядов действующей на территории государства церкви или религиозной общины, 2) во время проведения допустимого в соответствии с законом богослужения или отдельного религиозного обряда действующей на территории государства церковью или религиозной общиной, 3) в отношении непосредственно связанного с допустимым в соответствии с законом богослужением, проводимым в действующей на территории государства церкви или религиозной общине, хулиганские действия таким образом, который может повлечь за собой обоснованное общественное возмущение, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 6 месяцев или штрафа в размере до 360 дневных ставок.»

Статья 142 Уголовного кодекса Бельгии:

«Каждый, кто посредством насилия или угроз станет принуждать лицо или нескольких лиц либо воспрепятствовать одному или нескольким лицам отправлять религиозный культ, принимать участие в отправлении религиозного культа, отмечать определённые религиозные праздники…, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 8 дней до 2 месяцев и штрафа в размере от 26 евро до 200 евро

Если преступление было совершено в ущерб лицу, находящемуся в уязвимом положении из-за своего возраста, состояния беременности, болезни, инвалидности, физического или психического недостатка, которое было очевидным или заведомо ясным для лица, его совершившего, то такое лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 15 дней до 6 месяцев и штрафа в размере от 26 евро до 500 евро.»

Статья 143 Уголовного кодекса Бельгии:

«Лица, посредством вызова волнений или беспорядков воспрепятствующие, задерживающие или срывающие отправление религиозного культа, осуществляемое в месте, предназначенном или по обыкновению служащем для отправления культа или публичного проведения религиозных обрядов, подлежат наказанию в виде лишения свободы на срок от 8 дней до 3 месяцев и штрафа в размере от 26 евро до 500 евро.»

Статья 144 Уголовного кодекса Бельгии:

«Лицо, посредством действий, слов, жестов или угроз оскорбляющее предметы культа в местах, предназначенных или по обыкновению служащих для отправления культа, или во время публичного проведения религиозных церемоний, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 15 дней до 6 месяцев и штрафа в размере от 26 евро до 500 евро.»

Статья 145 Уголовного кодекса Бельгии:

«Подлежит такому же наказанию лицо, посредством действий, слов, жестов или угроз оскорбляющее служителя культа при осуществлении им религиозных действий. Лицо, нанёсшее удар служителю культа, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 2 месяцев до 2 лет и штрафом в размере от 50 до 500 евро.»

Статья 146 Уголовного кодекса Бельгии:

«Если побои повлекли кровотечение, травму или заболевание, то нанёсшее их лицо подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 5 лет и штрафа в размере от 100 до 1000 евро.»

Статья 208 Уголовного кодекса Бразилии:

«Публичное осмеяние кого-либо по поводу его веры или отправления религии, воспрепятствование или срыв проведения религиозной церемонии или религиозной культовой практики, а равно публичное порочение акта религиозного поклонения или объекта религиозного поклонения – наказывается лишением свободы на срок от 1 месяца до 1 года или штрафом. Если происходит применение насилия, размер штрафа увеличивается на одну треть, без ущерба для наказания, предусмотренного непосредственно за насилие».

§ 166 «Оскорбление вероисповедания, религиозных общин и объединений, основанных на мировоззренческих взглядах» Уголовного кодекса Германии:

«1. Лицо, публично или посредством распространения письменных материалов (п. 3 § 11) оскорбляющее религиозные… убеждения других лиц таким образом, который может повлечь за собой нарушение общественного порядка, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 3 лет или штрафа.

2. Такому же наказанию подлежит лицо, публично или посредством распространения письменных материалов (п. 3 § 11) оскорбляющее действующую на территории государства церковь или иную религиозную общину…, их обычаи и организационную структуру таким образом, который может повлечь за собой нарушение общественного порядка.»

§ 167 «Воспрепятствование проведению религиозных обрядов» Уголовного кодекса Германии:

«1. Лицо, 1) умышленно в грубой форме воспрепятствующее проведению богослужения или религиозного обряда в действующей на территории государства церкви или религиозной общине, 2) совершающее оскорбительные хулиганские действия в месте, предназначенном для проведения богослужений такой религиозной общины, – подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок до 3 лет или штрафа.

2. К богослужению приравнивается торжественное мероприятие, проводимое действующим на территории государства объединением, основанным на мировоззренческих взглядах.»

§ 266 b Уголовного кодекса Дании:

«1. Лицо, публично или с намерением широкого распространения делающее заявление или сообщение, посредством которого выражает угрозу, оскорбляет или унижает группу лиц на основании их… убеждений…, подлежит наказанию в виде штрафа или лишения свободы на срок до двух лет.

2. При вынесении приговора пропагандистский характер действий лица рассматривается в качестве отягчающего вину обстоятельства.»

Подпункт «a» пункта 1 статьи 510 Уголовного кодекса Испании:

«Подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 1 года до 4 лет и штрафа в размере от 6 до 12 размеров месячной заработной платы лицо, публично подстрекающее, содействующее или призывающее к ненависти, враждебности, дискриминации или насилию в отношении группы, её части или лица, связанного с ней, по признаку… отношения к религии…».

Пункт 1 статьи 522 Уголовного кодекса Испании:

«Подлежит наказанию в виде штрафа в размере от 4 до 10 размеров месячной заработной платы лицо, которое посредством насильственных действий, высказывания угроз или посредством иного незаконного принуждения воспрепятствует члену или членам религиозной конфессии проводить обряды, связанные с религией, которую они исповедуют, или участвовать в них.»

Статья 523 Уголовного кодекса Испании:

«Лицо, посредством насильственных действий, высказывания угроз, совершения беспорядков или совершения действий воспрепятствующее или прерывающее акты, торжества, церемонии или манифестации религиозных конфессий, зарегистрированных в государственном реестре Министерства юстиции и внутренних дел, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 6 лет, если преступление было совершено в месте, предназначенном для религиозных практик, и наказанию в виде штрафа в размере от 4 до 10 размеров месячной заработной платы, если преступление было совершено в другом месте.»

Статья 524 Уголовного кодекса Испании:

«Лицо, совершающее в церкви, в месте, предназначенном для религиозных практик и церемоний, действия, направленные на оскорбление охраняемых законом религиозных чувств, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от 6 месяцев до 1 года или штрафа в размере от 12 до 24 месячных заработных плат.»

Пункт 1 статьи 525 Уголовного кодекса Испании:

«Подлежит наказанию в виде штрафа в размере от 8 до 12 размеров месячной заработной платы лицо, публично в устной или письменной форме или посредством какого-либо документа в целях оскорбления чувств членов религиозной конфессии высмеивающее их догмы, верования, обряды или церемонии, либо публично оскорбляющее лиц, которые их исповедуют или практикуют.»

Статья 403 «Оскорбление религиозной конфессии посредством порочения лиц» Уголовного кодекса Италии:

 «Лицо, публично оскорбляющее религиозные конфессии посредством порочения лиц, их исповедующих, наказывается штрафом в размере от 1000 до 5000 евро. Наказанию в виде штрафа в размере от 2000 до 6000 евро подлежит лицо, оскорбляющее конфессию посредством порочения священнослужителя.»

Статья 404 «Оскорбление религиозной конфессии посредством осквернения или повреждения предметов» Уголовного кодекса Италии:

«Лицо, которое в месте религиозного поклонения или в публичном месте или в месте, открытом для общественности, оскорбляет религиозную конфессию, оскорбительно оскверняет предметы религиозного поклонения или священные для конфессии или явно связанные с религиозным поклонением или почитанием, совершая такое деяние в связи с проведением религиозной службы священнослужителем в специальном месте религиозного назначения, наказывается штрафом в размере от 1000 до 5000 евро.

Лицо, публично и преднамеренно разрушающее, портящее, ухудшающее так, что делает их непригодными для использования, или пачкающее предметы религиозного поклонения или почитания или явно связанные с религиозным поклонением или почитанием, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет.»

Статья 405 «Воспрепятствование проведению религиозного обряда религиозной конфессии» Уголовного кодекса Италии:

«Лицо, воспрепятствующее осуществлению религиозных функций, церемонии или религиозной практики религиозной конфессии священнослужителем, или в месте религиозного поклонения, или в публичном месте, или в месте, открытом для общественности, либо срывающее таковые, наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. Лицо, совершающее указанные действия посредством насилия или угроз, наказывается лишением свободы на срок от 1 до 3 лет.»

Статья 724 «Богохульство и оскорбительное отношение к умершим» Уголовного кодекса Италии:

«Любой, кто публично осуществит богохульство с использованием инвективных или обсценных слов… против Бога… наказывается денежной административной санкцией в размере от 51 евро до 309 евро.»

Статья 137с Уголовного кодекса Нидерландов14:

 «1. Лицо, публично в устной или письменной форме либо с использованием изображения умышленно оскорбляющее группу лиц по признаку отношения к религии или убеждений…, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не более 1 года или штрафа третьей категории.

2. Если указанное деяние совершено лицом при исполнении своих служебных полномочий или двумя и более лицами, срок наказания в виде лишения свободы составляет не более 2 лет, либо такие действия наказываются штрафом четвёртой категории.»

Статья 137d Уголовного кодекса Нидерландов:

«1. Лицо, публично в устной или письменной форме либо с использованием изображения подстрекающее к ненависти или дискриминации лиц или насилию в отношении лиц и их имущества по признаку… отношения этих лиц к религии или их убеждений…, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не более 1 года или штрафа третьей категории.

2. Если указанное преступление совершено лицом при исполнении своих служебных полномочий или двумя и более лицами, срок наказания в виде лишения свободы составляет не более 2 лет либо такие действия наказываются штрафом четвёртой категории.»

Статья 145 Уголовного кодекса Нидерландов:

«Лицо, посредством совершения насилия или угрозы совершения насилия воспрепятствующее законному проведению собрания граждан, которое имеет своей целью исповедание религии или реализацию убеждений, либо воспрепятствующее законному проведению религиозной… церемонии…, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок не более 1 года или штрафа третьей категории.»

Примечание сайта: авторские ссылки на законодательные нормы зарубежных стран в настоящей публикации отсутсвуют в связи с техническими трудностями их размещения. Искать в интернете.

http://www.state-religion.ru/files/ponkin-bibl.pdf

======================================================================================

Непосредственные объекты противоправных посягательств при совершении действий, направленных на оскорбление религиозных чувств верующих и на унижение их человеческого достоинства.

 (Из лекции профессора Понкина Игоря Владиславовича, доктора юридических наук, в Новосибиоской православной духовной семинарии, РПЦ)

Многочисленные за последние 20 лет случаи выражения ненависти и нетерпимости к православному христианству, к Русской Православной Церкви и ее религиозным служителям, а также к православным верующим, оскорбительных и уничижительных издевательств над религиозными чувствами и достоинством личности православных верующих (добавим здесь, что и в отношении других конфессий подобного рода выступлений было за эти годы весьма немало), а с другой стороны – значительная сложность уголовных процессов в тех редких случаях, когда по подобным случаям возбуждались уголовные дела, – актуализирует необходимость продолжения исследований комплекса вопросов, связанных с гарантиями и механизмами охраны и защиты религиозных чувств и достоинства личности верующих в России. Тем более в условиях действия новой редакции статьи 148 Уголовного кодекса РФ.

Тема существенно зашлакована демагогической риторикой («а как вы будете это определять, устанавливать и подтверждать…», «а что такое религиозные чувства…» и т.д.), но это легко снимается простым обращением по аналогии к нормам Уголовного кодекса РФ по целому ряду других составов преступлений, которые (нормы) так же содержат в себе общие и содержательно размытые формулировки (например, статья о хулиганстве), но каждый раз суд рассматривает дело по существу и устанавливает, соответствовало ли оцениваемое деяние признакам того или иного состава преступления.

Но при всём этом, действительно, имеется ряд сложных проблемных вопросов интерпретации содержания ряда референтных понятий «оскорбление религиозных чувств верующих», «унижение человеческого достоинства по признаку отношения к религии» и др.

От четкого уяснения и исчерпывающе точной юридической интерпретации сути данных понятий, особенностей и пределов их правовой защиты зависит качество юридической квалификации деяний по такого рода делам, как результат – качество правоприменительной практики. Это не менее важно для понимания пределов, где заканчивается свобода самовыражения (мысли и слова, творчества) и где начинается охраняемая и защищаемая уголовным правом область.

Очевидно, что сама по себе только лишь критика той или иной религии и того или иного представляющего эту религию религиозного объединения не может автоматически квалифицироваться как возбуждение вражды, оскорбление религиозных чувств верующих или унижение их достоинства личности. Но тогда где грань?

С юридической точки зрения, объектом преступного посягательства «богохульников» и «кощунников» является отнюдь не Бог, в пику тому, как необоснованно пытаются представить защитники лиц, публично совершавших «богохульные» и «кощуннические» действия, апеллируя к тому, что это будто бы теологический вопрос, не подлежащий в силу этого судебному разбирательству.

В действительности, объектом преступного посягательства в такого рода ситуациях выступают люди (верующие), их права, свободы и законные интересы, их человеческое достоинство и религиозные чувства, а также связанные с необходимостью охраны и защиты достоинства личности верующих публичные интересы, в том числе в сфере общественной безопасности.

Специфика данного круга проблем, однако, состоит в том, что и указанные объекты подвергаются противоправному посягательству, выступают объектами такого посягательства опосредованно, не напрямую. И это, в том числе, существенно усложняет задачу судебным экспертам при проведении экспертиз по такого рода делам.

Именно поэтому следует обратиться к вопросу о том, что же именно (с правовой точки зрения) непосредственно является (признаётся, должно признаваться) объектом противоправного посягательства в экстремистских преступлениях рассматриваемой группы.

Анализ норм российского и зарубежного антиэкстремистского законодательства, а также судебной практики по таким нормам дает необходимые и достаточные основания для выделения следующих непосредственных объектов противоправных посягательств при совершении действий, направленных на оскорбление религиозных чувств верующих и на унижение их человеческого достоинства в связи с исповеданием ими религии (по религиозному признаку):

1) образы лиц (личностей), в отношении которых верующие осуществляют религиозное поклонение, религиозное почитание или особое религиозное уважение:

– лица, в отношении которых верующие осуществляют религиозное поклонение (Бог, образ Бога);

– лица, в отношении которых верующие осуществляют религиозное почитание (святые в христианстве и т.д.);

– лица, в отношении которых верующие выражают особое религиозное уважение и авторитет которых неотделимо связан с авторитетом религиозной организации (или даже религии) в целом (руководители религиозных организаций, особо авторитетные священнослужители, монахи и богословы, как ныне живущие, так и уже покойные);

– образ священнослужителя данной религии во время законного исполнения им своих служебных (религиозных) обязанностей, в том числе во время совершения богослужения, иного религиозного обряда или церемонии, либо указанный образ, взятый обобщенно;

2) другие религиозно почитаемые образы или образы, в отношении которых верующие осуществляют религиозное поклонение или религиозное почитание или в отношении которых верующие наиболее чувствительны:

– священная книга/писание (священные книги/писания) религии, широко употребимые и/или узнаваемые фрагменты текстов священных писаний;

– основные религиозные символы, представляющие высокую религиозную ценность для верующих;

– специфические лексические конструкции и слова, узнаваемо индигенно принадлежащие конкретной религии и/или представляющей ее религиозной организации, в том числе – названия религии и ее верующих, титулы ее религиозных служителей и т.д.;

– репутационный образ всей религии или конфессии в целом, а также собирательный репутационный образ ее верующих;

3) почитаемые верующими визуальные изображения и архитектурные объекты:

– иконы;

– статуи, барельефы и иные скульптурные объекты, изображающие основную и наиболее почитаемую религиозную символику или объекты (образы, в том числе личностей), в отношении которых верующие осуществляют религиозное поклонение или религиозное почитание или в отношении которых верующие наиболее чувствительны;

– визуальные изображения основной и наиболее почитаемой религиозной символики религии и/или представляющей ее религиозной организации;

– визуальные изображения (фотографии, картины, рисунки) и текстовые изображения личностей, в отношении которых верующие осуществляют религиозное поклонение, религиозное почитание или особое религиозное уважение;

4) почитаемые верующими материальные объекты религиозного назначения или материальные объекты, неотъемлемо связанные с религиозными обрядами и/или религиозными переживаниями верующих:

– непосредственно здания религиозного (культового) назначения, в том числе руинированные и/или временно не используемые под свои изначальные цели;

– внутреннее и внешнее убранство в целом зданий религиозного назначения, а равно отдельные элементы декора, содержащие религиозную символику;

– религиозно почитаемые места захоронений или места захоронения религиозно почитаемых или личностей, пользующихся особым высоким уважением верующих, иные места религиозного паломничества, участки земли, исторически непосредственно связанные с религиозными обрядами;

– предметы непосредственно богослужебного и иного религиозного назначения, в том числе богослужебные книги;

– специфические материалы или продукты, специально приготовляемые и используемые для богослужебных целей (святая вода, просфора в христианстве и т.д.);

– мощи святых в христианстве;

– материальная объективация священной или религиозно почитаемой книги – конкретный экземпляр такой книги типографского издания или ручной работы;

5) религиозный порядок (как форма и часть общественного порядка):

– общественный порядок в зданиях и помещениях религиозного назначения (как во время проведения религиозных обрядов и церемоний, так и вне таковых), определяемый внутренними нормативными (каноническими) установлениями религиозной организации, устанавливающими порядок поведения в культовом здании (православном храме), включая требования к одежде посетителей, их вербальному и невербальному поведению;

– общественный порядок, сопряженный с проведением религиозных обрядов и религиозных церемоний (как внутри зданий или помещений религиозного назначения, так и вне их пределов), в отношении которых верующие особо чувствительны (богослужение, исповедь), а любые попытки вмешательства в проведение которых или помещать проведению которых обоснованно оценивают как оскорбительные для своих религиозных чувств.

http://nskmi.ru/metropole/news/1259/

К списку событий