Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

О ДУХОВНО-ЛИТУРГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ «ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ ЛИТУРГИИ» МИТРОПОЛИТА ИОНАФАНА (ЕЛЕЦКИХ)

28.12.2019

«Чернобыльская Литургия» — духовно-хоровое произведение Ионафана (Елецких) на тексты заупокойного православного богослужения, посвященное памяти погибших героев-чернобыльцев, ликвидаторов последствий техногенной атомной трагедии на Украине, своеобразный православный реквием.

Музыка литургии — это воздыхание души к Богу, проявление любви к погибшим героям-чернобыльцам, это поминальная музыкальная поэма-драма, о которой можно сказать — это печаль, срастворённая радостью вечной жизни во Христе воскресшем.

Чернобыльская Литургия начинается самым торжественным литургическим возгласом священника, в котором благословляется безначальное Царство единого Бога - Святой единосущной и нераздельной Троицы. В ответ звучит ответ хора «Аминь», т.е. истинно так.

Следует второй возглас священника: «Ты – Свят, Боже наш, и Тебе мы славу воссылаем…» .  После ответа хора «Аминь» следует исполнение древнего троичного гимна «Святый Боже» карпато-русского напева. Слушающие внимают т.н. респонсорному прокимну – краткому повторяющемуся стиху из соответствующего псалма Давида в чередовании с хором. И потом исполняются мастерски распетые тексты апостольского послания апостола Павла и заупокойного чтения из Евангелия от Матфея (последнее также написано для солиста,  что было свойственно богослужебной практике Древней Церкви, которая со временем в обиходе была утрачена).

Верующие получают духовное утешение от благовестия Слова Божьего об общем совоскресении со Христом из мертвых и о будущей вечной жизни со всеми святыми во Христе: «Братья, не скорбите, как язычники, не имеющие упования: ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, так и Бог умерших в Иисусе приведет (на Небо) с Ним», — возглашает солист пророческие слова св. апостола Павла.

Усиливая тему воскресения, автор использовал для чтения апостола древнюю пасхальную погласицу, на мотив которой на Руси когда-то торжественно, нараспев читалось  нарочитое «Слово на Пасху» святителя Иоанна Златоуста: «Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего прекрасного торжества».

Далее тенор-«священник» читает евангельское благовестие, в котором от лица Самого Христа излагается пророчество о будущем воскресении в вечную жизнь всех, кто творил добро на земле, и о вечном наказании для нераскаянных грешников. Трогательная мелодия евангельского чтения кротко призывает слушателей к молитве и покаянию.

По исполнении Евангелия бас-«диакон» при хоровом сопровождении возглашает т.н. заупокойную ектению — ряд прошений об усопших чернобыльцах, а голос «священника» «безплотно» читает тихую молитву: «Боже духов и всякой плоти! Ты, как человеколюбивый Бог наш, прости уснувшим рабам Твоим вольные и невольные грехи, ибо нет человека, который бы жил и не согрешил. Только Ты один без греха, только Твоя Правда — Правда на веки, и только Твое Слово — Истина». Так Церковь своей богослужебной памятью об умерших включает их в вечную память Божию, утверждая, что Бог никогда никого не забывает, что в Нем нет мертвых, но все живые.

Как глубинное дыхание любви к ближнему, как воспоминание о Будущем веке, на фоне контр-басов совершается трепетное и благодарное возглашение «Вечной памяти» тысячам героев, жертвенно погибшим от чернобыльской беды. «Ибо нет большей той любви, если кто душу свою положит за други своя», - учил Христос Своих учеников[1].

Далее начинается вторая часть «Чернобыльской Литургии». В ней — песнопения, посвящённые принесению  Бескровной Жертвы Христовой «о всех и за вся».

Во время пения Херувимской песни процессия священнослужителей с крестами и литургическими малыми копьями торжественно, мистически вместе с невидимым ангельским воинством, сопровождает в алтарь евхаристические хлеб и вино, - символы присутствия Христа. Там священник молитвенно воспоминает боговоплощение превечного Сына Божьего, Его страдания, воскресение из мертвых, вознесение на Небеса и пророчество о Его втором пришествии наземлю, чтобы воскресить всех людей.

В алтарной молитве воспоминаются и обстоятельства тайной пасхальной Вечери Христа с учениками, установление на ней Таинства Святой Евхаристии (Причастия), и заповедь Спасителя повторять эту Вечерю Общения «до скончания века» - таким образом воспоминается всё, что сотворил Бог «нас ради человек и нашего ради спасения».

«Чернобыльская Литургия» имеет характерный авторский лейтмотив, который придаёт ей умиротворенный характер. Именно так воспринимают слушатели музыку главной, освятительной  части Литургии – «Милость мира». Лишь при передаче стремительного полёта бесчисленных сонмов ангелов, херувимов и серафимов вокруг Превечного Господа славословящих Его Славу, она вспыхивает на  словах гимна «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полны небо и земля Славы Твоея!...».

Тихое двойное «Аминь», словно музыкальная скрепа, служит переходом к кульминации Литургии Жертвы — благодарственному гимну Триединому Богу Отцу и Сыну и Святому Духу: «Тебя воспеваем, Тебя благословляем, Тебя благодарим, Господи. И молимся Тебе, Боже наш».

На последних словах гимна, чуть обновленная основная мелодия, поднимаясь вверх и раскрываясь на верхних «фа-соль», на миг вновь напоминает славянскую песню — широкую и сердечную.

Во время этого кульминационного песнопения священник, поднимая руки к Отцу Небесному, просит Его ниспослать на народ и на евхаристические Дары (хлеб и вино) Святого Духа, чтобы Он, Дух Святой, второе Лицо единосущной и нераздельной роицы, Своим действием претворил их в истинное Тело и Кровь Христову, пролитую на Гогофе за род человеческий.

После земного поклона пресуществлённым в Тело и Кровь Святым Дарам, хор начинает славить Пресвятую Деву Марию, которая послужила спасительному таинству боговоплощения превечного Сына Божьего. Финальной строке гимна «Достойно есть»  автор придал характер рождественской песни-колядки.

Далее совершается особая молитва, которой научил Своих учеников Сам Господь Иисус Христос («Отче наш»). Среди прошений этой молитвы есть просьба дать всем верующим «Хлеб на(д) сущный», т. е. Небесный Хлеб святого Причастия.

Священник затем возносит к небу, «пред Лице Господне», святое Тело Иисуса, возглашая: «Святое — святым!». Это означает, что Святые Дары предназначены в снедь (пищу) новозаветному  Народу Божьему, который уже был освящен водой Святого Крещения.  Хор же от лица Народа Божьего торжественно исповедует абсолютную божественную Святость Христа Спапсителя: «Един Свят, един Господь Иисус Христос (сущий) во Славе Бога-Отца. Аминь».

Далее исполняется т.н. причастный, избранный стих из псалма Царя Давида. В «Чернобыльской Литургии» это стих «Блаженны, яже (коих Ты) избрал и приял еси, Господи», -  «программная» музыкальная  тема Чернобыльской Литургии.  

Мелодия причастного стиха, поднимаясь секвенциями в верхний регистр голосов, на словах «и память их в род в род» будто проводит души усопших через  т.н. «воздушные мытарства» к сияющему Престолу Божьему.

Динамично достигнув своей вершины (соль-мажор), она на миг вновь имитирует тему славянской песни из гимна «Тебя воспеваем», после чего, на постепенном общем затихании, как бы «сводя» души умерших на место их временного пребывания до Второго Пришествия Христова, достигает смиренно-трагического «пиано» на скорбных интонациях из первой части сочинения (Вечная память).

Резонируя низкими обертонами в тембрах верхних голосов, как бы имитируя последнее дыхание, она возвращает слушателей к трогательной минуте прощания с близкими и замирает на тончайшем «пианиссимо». Молчание самой «тишины» только усиливает впечатление эсхатологического ожидания.

В реальном богослужении после причастного гимна начинается третья часть Литургии—Причастие. В ней происходит таинственное единение верных со Христом во святой Его Пасхальной Трапезе, единение с душами всех уснувших во Христе. Именно это благодатное пасхальное евхаристическое единство во Христе, учит Святая Церковь, и есть истинное духовное утешение при потере близких.

Всеобъемлющая универсальная голгофская жертва Христа ради вечной Жизни всего Мира мистически соединяется в Божественной Литургии с чернобыльской жертвой человеческой, принесённой во имя продолжения земной жизни.

Музыка Литургии как будто начинает излучать Свет Будущего Дня Господня. Минорная тональность Литургии меняется на одноименную мажорную. Альт, изменяя динамику голоса в соответствии с содержанием текста, речитативом поет древню молитву-присягу: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастником меня приими, ибо врагам Твоим Тайны (Причастия) не выдам и лобызания измены Тебе не дам, как Иуда, но как разбойник (при Кресте, Богом) исповедую Тебя: «Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем».

Из Царских врат алтаря Святые Дары, - Тело и Кровь Господа - износятся священником на амвон, что означает духовное явление воскресшего Христа Жизнодавца искуплённому Народу Божьему: «Бог - Господь, но явился нам (грешным)! Благословен Грядущий во имя Господне», — поют верующие, по церковному уставу с поклоном до земли, радостно встречая Спасителя Мира, во Святых Дарах сущего!

По русской традиции во время причащения многократно исполняется пасхальный гимн «Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите». Хор напоминает всем евангельское учение Агнца Божьего — Христа: «Кто ест Мою Плоть и пьет Мою Кровь, во Мне тот живет и в нем и Я живу», заканчивая гимн древним возглашением «Аллилуйа» — Хвала Богу!

Затем следуют два благодарственных гимна: «Видехом Свет истинный» и «Да исполнятся уста наша». В финале звучит трогательный древний «отпуст» священника, который от лица Церкви возглашает: «Живыми имертвыми обладающий, воскресший из мертвых Христос, истинный Бог наш, души усопших рабов Своих в селениях праведных учинит, в недрах Авраама упокоит, с праведными сопричтет и нас помилует и спасет, яко Благ и Человеколюбец». Хор подтверждает эту истину: протяжным «Аминь».

Этим «золотистым» утверждающим аккордом заканчивается «Чернобыльская Литургия», которая, надо думать, найдёт своих талантливых исполнителей и благодарных слушателей.

+++

1) "Чернобыльская литургия", муз. архиепископа Ионафана (Елецких), богослужебная версия. Возглашение прокимена, чтение евангелия, заупокойной молитвы, возглашение "вечной памяти" - г о л о с архиепископа Ионафана; дирижёр Богдан Плиш https://predanie.ru/arh_ionafan_eleckih/chernobylskaya-liturgiya/slushat

2) "Чернобыльская литургия", муз. архепископа Ионафана (Елецких), оркестровка - Валерий Рубан; возглашение "вечной памяти" - голос архиепископа Ионафана; дирижёр Богдан Плиш http://predanie.ru/arh_ionafan_eleckih/simfonichesko-horovaya-poema-chernobylskaya-liturgiya/#/audio/




[1]Примечание. В сценическом, внебогослужебном исполнении гимн «Вечная память» сопровождается ритмический инструментальный «погребальный» звон, а дети на время пения выносят портреты погибших героев-ликвидаторов последствий чернобыльской аварии. Впечатление бывает столь сильным, что слушатели встают, почитая их память.

 

К списку событий