Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

КРАТКАЯ ВЫПИСКА ИЗ «ИЗВЕСТИЯ (НАСТАВЛЕНИЯ) УЧИТЕЛЬНОГО» ДЛЯ СВЯЩЕННИКОВ О ХРАНЕНИИ И БОГОЛЕПНОМ ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ ДАРОВ – ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ

05.04.2020

ВСТУПЛЕНИЕ. Каждый священнослужитель Русской Православной Церкви, открыв «Служебник», может во второй его части, сразу после чина заупокойной литии, обнаружить весьма любопытный документ, озаглавленный следующим образом: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной Литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися».

Это наставление, для краткости именуемое «Известием учительным», является, по сути дела, подробной инструкцией, касающейся благочинного свершения величайшего Таинства Церкви Христовой – Божественной Евхаристии, установленной Самим Спасителем во время Тайной вечери (Мф. 26:26-28) и облеченного Его Церковью в исторические формы русско-византийской Литургии.

Диапазон сведений, сообщаемых в «Известии учительном», очень широк. От инструкции – как приготовить все необходимое для служения Святой Литургии, до заметки – о «…подаянии, приуготовлении и хранении» Святых Даров. Попутно в нем разрешается ряд недоуменных вопросов по поводу разных случаев, могущих приключиться во время Божественной Литургии.

Несмотря на скромное (по числу листов, а не по значению) место, занимаемое в «Служебнике», «Известие учительное» имеет довольно любопытную историю, звучащую в изложении профессора И.А. Карабинова следующим образом…

Впервые «Известие учительное» появляется в московском издании «Служебника» 1699 года. Исходным документом для его составления послужило сочинение известного московского книжного справщика (как сказали бы сегодня, – редактора богослужебной литературы), чудовского инока Евфимия (вторая половина XVII века), носящее название – «Воумление от архиерея чинному служению Божественной Литургии, и иныя нуждных случаев, ведение зело потребное».

В предисловии к своему труду старец Евфимий пишет, что принялся за писание этого трактата, следуя желанию патриарха Иоакима иметь практическое наставление для будущих священнослужителей. Однако патриарх так и не смог познакомиться с «Воумлением» до своей смерти в 1690 году. Его преемник, патриарх Адриан, в начале своего правления тяжело занемог и также не прочитал книгу. В итоге так и осталось – «…написание сие никем свидетельствовано». «Воумление» несколько обширнее «Известия учительного» и дает наставления не только относительно Святой Литургии, но и некоторых других церковных чинопоследований и треб.

Одним из источников «Воумления», а стало быть, и «Известия учительного» послужил «Трактат о Тайне Тела и Крови Христовых», помещенный в «Требнике» киевского митрополита Петра Могилы в качестве приложения. Но самое интересное, что этот «Трактат» восходит к аналогичному по содержанию трактату «De defectibus», находящемуся в одобренной Тридентским Собором (1452–1563) редакции римского «Служебника» – «Миссала». Местами «Трактат» при «Требнике» Петра Могилы представляет не просто перевод, но – в значительной части – переработку этого латинского сочинения.

В свете вышеизложенных фактов не следует, однако, проявлять, что называется, ревность не по разуму и – отвергать «Известие учительное», как имеющее в основании «латинские измышления».

Следует помнить, что Православная Церковь часто подвергала рецепции, своего рода натурализации, «изобретения» инославных христиан. Даже и колокола, так сладко звучащие в католическом городе Молине (Бельгия), однажды наполнили русские звонницы малиновым звоном… А труд члена Доминиканского ордена брата Лоренцо Скупполи обратился под пером преподобного Никодима Святогорца в «Невидимую брань» – прекрасное пособие по православной аскетике.

Для русской литургической практики значение «Известия учительного» переоценить трудно. Каждый новоначальный иерей должен быть знаком с ним в обязательном порядке.

По благословению правящего среднеазиатского архиерея, митрополита Владимира – сотрудник Ташкентского Епархиального управления иерей Георгий Палехов взялся за перевод «Известия учительного» на более близкий к нам русский язык. Эта работа была закончена отцом Георгием в 2001 году. В ней он не стремился создать какой-то принципиально новый текст. Его целью стало лишь максимальное приближение «Известия» к современной русской речи, но с сохранением слога первоисточника. Насколько ему это удалось, и приживется ли данный перевод в церковной практике, покажет время. Но уже сейчас хорошо видны несомненные достоинства труда отца Георгия – понятность и общедоступность древнего текста.

Роман Дорофеев

+++

1. «Служебник» в 2-х частях. Донской монастырь. Издательский отдел Московского патриархата. М., с.1991.
2. 3. Карабинов И.А., профессор. «О евхаристическом хлебе и вине». Доклад на Поместном Соборе 1917-1918 гг. в книге «Богослужебные указания на 2002 год, для священнослужителей». Издательский отдел Русской Православной Церкви. М., 2001.

+++

О, иерею! «Сухие Дары ( т.н. «Святой Запас» – ред.) со всяким вниманием положи во святой кивот. Закрыв кивот, поставь его на свое место (на престоле – ред.)  и, совершив поклон, сверни антиминс.

Где же Божественная служба совершается каждый день, например, в больших городах или монастырях, то там можно иметь запасные Дары без предварительного сушения следующим образом: не закалая два агнца, а, взяв часть от служебного, напои её Божественной Кровью …и храни ( на престоле – ред.) до утра (накрыв звездицею и покровцом – ред). И так поступая каждый день, не будешь иметь необходимости в сушении Даров, а вместе с этим избегнешь и всех бедственных случаев, связанных с сушением.

О подаянии, принятии и хранении Божественных Тайн и о поклонении Им

Все священнослужители должны с подобающей честью совершать в храме свое служение, оказывать должное (боголепное – ред.) поклонение Тайнам Божьим и иметь желание о частом принятии этого Дара.

После обычных утренних церковных молитв все хотящие причаститься и не умеющие читать должны остаться в церкви, чтобы выслушать читаемое иереем (или же, по обычаю,  учиненным чтецом – ред.)  правило ко Святому Причащению и обычные часы. Умеющие же читать, читают всё это сами дома.

К началу святой Литургии все должны собраться в церковь и, стоя со страхом и благоговением, молиться и слушать Святую Службу.

Во время причащения приступят к чаше чинно, с глубоким смирением и Христу, истинно присутствующему в Тайнах (во Святых Дарах - ред.) под видом хлеба и вина, каждый совершит один земной поклон с крестообразно сложенными на груди руками, исповедуя распятого Христа и имея к Нему любовь. … И стоят неисходно (в храме- ред.) до конца святой Литургии, совершая благодарственные молитвы по Святом Причащении.

Известно также будет тебе, иерей, что если случится быть большому количеству причастников, то никак не дерзай (по недостатку в святой чаше Божественной Крови или Тела) доливать вино или всыпать простой хлеб в чашу, иначе тяжко согрешишь и подпадешь извержению из сана. В таком случае повели не причастившимся подождать до следующего утра и, отслужив утром, причасти их. Или, взяв из кивота Божественные Тайны, хранящиеся  (в киоте - ред.) ради больных, всыпь их в святую чашу и причасти по обычаю.

Входя в храм Божий и взирая на святой Алтарь, со страхом должное поклонение ( Святым Дарам – ред.) должны совершать священнослужители и все люди. Стоя же в храме да представляют себя стоящими как бы на небе перед Самим Богом и приносящими Ему молитвы как присутствующему рядом, что Бог и обещал нам.

Входя в алтарь, прежде всего сними головной убор и сотвори поклон. Подойдя к Божественному престолу, сотвори более низкий поклон (Святым Дарам – ред.) и все, что будешь делать в алтаре, делай со всяким смирением и благоговением, как перед лицом Бога, здесь присутствующего. Выходя же, также вначале низко поклонись Божественным Тайнам (Святым Дарам – ред.). Когда случится проходить мимо Царских врат, также сотвори (Святым Дарам – ред.) поклон.

Наконец же, всякий священнослужитель и причетник Церкви, совершив ночное, утреннее, дневное или вечернее церковное служение, должны воздать Господу Богу благоговейное поклонение, кое Ему от нас и от всех людей приятно принимать. Так как ради такого поклонения святым Божественным Тайнам и благоговейного поведения, особую и изобильную благодать получит каждый от Христа Бога.

Служащих в алтаре, т.е. пономарей, иерей должен особо учить, чтобы с великим страхом и трепетом и со всяким благоговением входили в святой Божий Алтарь и делали положенное им дело, сознавая, что там присутствует на престоле Сам Христос Бог; входя в алтарь и выходя из него, они должны низко кланяться. Престола же Божественного, тем более самих Божественных Тайн находящихся на нем, а также служебных сосудов и других священных вещей они не должны касаться, чтобы не впасть в грех; могут касаться только светильников, свеч, кадила и других меньших священных вещей.

Ради чести Божественных Тайн никто от несвященных (мирян – ред.) в алтарь не должен входить...

Пономари должны по возможности часто исповедаться и причащаться Божественных Тайн и трезвенно и благочестно пребывать в добродетелях. Они должны вносить в алтарь просфоры, вино, воду, фимиам и огонь, зажигать и гасить свечи, приготовлять кадило и теплоту и подавать иерею. Алтарь чинно и чисто подметать и убирать, как пол, так и стены, потолок и кровлю, – от пыли и паутины.

Престол же и жертвенник могут убирать и очищать, чтобы не было на них пыли или грязи, только иерей, диакон или ( рукоположенный – ред.) иподиакон; не священная рука не должна их касаться.

В церкви и на паперти пономари должны также часто очищать от пыли и грязи образы, стены, потолок, пол и кровлю. Алтарную и церковную грязь не следует выбрасывать в места непотребные, но, или в реку, или в непопираемое ногами место.

Ко всему этому, не только иерей и алтарные священнослужители, но и все благочестивые христиане, когда увидят в церкви или несомыми к больным Божественные Тайны, должны почтить Их благолепным поклоном».

К списку событий