Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

ГОЛОС СО СТРАНИЦ ЖУРНАЛА РПЦЗ. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. ТЕХНОЛОГИИ КОНЦА ВРЕМЁН

06.07.2020

ВОПРОС: Как мы должны оценить появление технологий, которые, как представляется, отслеживают нас в каждом нашем движении и каждом действии нашей повседневной жизни?...  В какой момент должны верующие христиане отказаться принять эти технологии, чтобы не оказаться среди тех, кто будет вынужден пить "вино ярости Божией, которое изливается" на тех, кто получил Начертание зверя (согласно Апокалипсису (Откр. 14:9-10), но вместо этого, среди тех, кто сопротивлялся, о которых Писание гласит, что они "искуплены", "непорочны перед Богом", из числа "144 000" (Откр. 14:4-5)?

Редакия попросила протодиакона Патрикия Митчелла ответить на этот вопрос. Отец Патрикий, доктор философии, бывший начальник вашингтонского бюро Investor’s Business Daily и автор книги Eight Ways to Runthe Country («Восемь способов управлять страной»).

ОТВЕТ: Это очень своевременный и хорошо сформулированный вопрос, с которым все больше и больше христиан могут быть вынуждены столкнуться в ближайшие годы. Эта тема поднимает много вопросов, о которых можно было бы много сказать, как с уверенностью, так и спекулятивно.

Данный ответ будет сосредоточен на том, что можно сказать с уверенностью, признавая, конечно, догадки других, не добавляя к ним, а также обеспечивая более широкую основу для надлежащего православного понимания нашего подчинения светской власти.

Во-первых, надо сказать, что Церковь не имеет определенного толкования Апокалипсиса Иоанна Богослова, более известного как Книга Откровения. Очень немногие ранние отцы Церкви высказывали мнения о том, как образы книги могут осуществиться в истории человечества.

В последнее время многие русские отцы, включая архиепископа Полтавского Феофана и архиепископа Джорданвильского Аверкия, увидели частичное исполнение пророчества в войнах и революциях девятнадцатого и двадцатого веков.

Но даже в советское время другие отцы, такие как святой Николай Велимирович и митрополит Антоний Храповицкий, считали, что Откровение говорит не столько об исторических событиях, сколько о продолжающемся противоборстве добра и зла в мире.

Эти две точки зрения не обязательно являются взаимоисключающими (оба они могут быть правдой), однако мнения сильно расходятся в отношении того, какой вариант следует предпочесть, что является основанием для осторожности.

Конкретное пророчество о «начертании зверя» (Откр. 13:16-18, 14:9-10) также не имеет определенного толкования.

В двадцатом веке иногда считалось, что «начертанием зверя» являются красная звезда или серп и молот советского режима, а затем (как вы говорите) паспорта, штрих-коды, номера социального страхования, и тому подобное.

Но ранним христианам, знавшим Писание, маркировка рук и лба в Откр. 13:16-18 напомнила бы несколько отрывков в Ветхом Завете, в которых Бог повелевает Своему народу видеть Его слова всегда перед собой, как, например, в Второзаконии 6:4-8: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш Господь един есть: 5 И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими. Последний стих повторяется почти дословно во Втор. 11:18 и в Исходе 13:9 и 13:16.

Древние фарисеи ритуализировали эту заповедь, требуя ношения филактерий или тефиллина–маленьких коробочек, содержащих слова Писания, которые они привязывали ко лбу и правым предплечьям, о которых Господь упоминает в Матв. 23:5 и который до сих пор является обычаем некоторых евреев.

Но христиане всегда понимали эту заповедь образно, т.е., что первая Великая Заповедь, «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими" (Втор. 6:5), должна управлять нашими мыслями и нашими действиями.

Таким образом, «начертание зверя» часто понимается как доминирование Антихриста над мыслями и действиями тех, кто подчиняется ему.

В третьем веке, Святой Ипполит Римский считал, что начертание на руке означало, что Антихрист заставит людей приносить жертвы ему, как Селевкидский царь Антиох IV Епифаний пытался заставить евреев поступать (1 Маккавеи 1:50-51) и как римские императоры пытались заставить христиан поступать до победы Святого Константина Великого.

Новый великомученик Дамаскин Глуховской также понимал «начертание зверя» таким образом, отметив, что начертание должно быть размещено не на руке и лбу, а на одном или другом, и принимая начертание на руке, как обозначающее тех, кто подчиняется антихристу из страха наказания, а начертание на лбу, как обозначающее тех, кто полностью обманут Антихристом и следуют за ним без принуждения.

Теперь мы сталкиваемся с жуткой возможностью гораздо более буквального толкования, в котором рука или голова могут быть фактически помечены, физически и в электронном виде, как средство контроля наших мыслей и действий в степени, прежде невозможной.

Технология, называемая "биочипирование", уже существует и в настоящее время продается на рынке в качестве личного удобства -- нет необходимости носить с собой кредитные карточки, ключи от дома, или медицинские документы, но это может быть использовано для менее безобидных целей, аналогично системе "социального кредита" в Китае, которая использует распознавание лиц для отслеживания движений людей и дает кредиты и дебеты для различных видов поведения.

Учитывая растущую враждебность многих земных сил к нашему Господу и Его Церкви, вполне разумно, что христиане будут рассматривать такие системы социального контроля как потенциальные угрозы и стремиться избегать и противостоять им. Но определить когда, именно, верующие христиане должны "отказаться принять" новую меру контроля и ее технологии чрезвычайно трудно.

Само правительство является системой социального контроля, итем не менее мы обязаны подчиняться даже плохим правительствам, если мы сами не грешим при этом. Наш Господь говорит нам: «Отдавайте кесареву кесарево, а Божие Богу» (Мат. 22:21). Точно так же Святой Апостол Павел говорит нам: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13:1)…

Поэтому наша практика всегда заключалась в том, чтобы помогать государству в добрых делах, противостоять государству, если оно творит зло, и терпеливо и молитвенно проявлять терпение в отношение государства во многих вещах, которые мы не можем избежать решать, или даже понимать. 

По мере того как наша ситуация ухудшается, знать, что нужно поддержать, чему нужно сопротивляться, и что нужно терпеть, как это ни пародоксально, может стать легче и трудне: легче для верующих из-за растущего контраста между добром и злом, но труднее для неверующих, потому что князь мира сего уже поставил "начертание зверя" им на лбу, так сказать, искажая их восприятие реальности и склоняя их к злу. Наша задача состоит в том, чтобы не быть обманутыми их извращенными страстями и паникой, которыми они оправдывают войны за рубежом и тиранию у себя дома.

Чтобы сохранить наши собственные лбы свободными от начертания, мы должны будем уделять больше внимания тому, кто что говорит о нашем мире, искать другие источники информации от тех, кто верит во Христа, и перестать искать правды у людей, которые не верят в правду.

Нам нужно будет более скептически и критически мыслить о многих вопросах и учить наших детей делать это также, чтобы мир не покорил их воображение фантазиями и ложью и не превратил их в христиан, посещающих храм только по праздникам, но являющимися «большевиками» по политике (по способу публичной, внецерковной жизни – ред.).

И мы должны будем жить соответственно нашему призванию быть демократическими гражданами, имеющими гражданские права и моральные обязанности не только голосовать, но и вносить свой вклад в процесс создания политики, публично и в частном порядке выступая против зла и тирании.

Опубликовано в сокращении.

 Источник: https://www.synod.com/synod/2020/20200701_dc.html

https://mcusercontent.com/6618bb811d31f972f0367f6c4/files/98d4f230-2fa2-48a7-92a6-b74f76b0e777/july20russian.pdf

На фото: явление вечного небесного Иерусалима святому апостолу Иоанну Богослову  ( Апокалипсис)

К списку событий