Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий
(1Кор.13:1)

ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ. КИЕВСКИЙ РАСПЕВ. ЗВУКОЗАПИСЬ И НОТЫ. КОМПОЗИТОР С.Б. ТОЛСТОКУЛАКОВ О ДУХОВНОЙ МУЗЫКЕ АРХИЕПИСКОПА ИОНАФАНА (ЕЛЕЦКИХ)

21.02.2021

ЗВУКОЗАПИСЬ: https://predanie.ru/audio/240116-pokayaniya-otverzi-mi-dveri-kievskogo-raspeva/

НОТЫ: http://vladyka-ionafan.ru/sites/default/files/pdf/Pokayaniya_otverzi_kievskoe_SmH.pdf Смешанный хор

НОТЫ: http://vladyka-ionafan.ru/sites/default/files/pdf/Pokayaniya_otverzi_kievskoe_MuzhH.pdf Мужской хор

С.Б. Толстокулаков «Православная музыка сегодня». Цитата о духовной музыке архиепископа Ионафана:

"В ...  песнопении “Покаяния отверзи ми двери” архиепископа Ионафана (Елецких) в кульминации используется ... низкая тесситура и очень тихая динамика, наряду со значительным расширением темпа. Молящийся прихожанин в данный момент словно “заглядывает” в самые потаенные уголки своей грешной души и,... ужасаясь своим содеянным грехам, поистине лишается, трепеща перед Богом, дара речи. Когда слушаешь в храме в “Великий Пост “ это чудеснейшее по своей молитвенной красоте песнопение, то приходит на ум одна мысль: ”Разве можно еще более убедительнее выразить музыкальными средствами и смирение, и дистанцию перед Творцом, и полнейшее покаяние в своих грехах!?”.

В сочинении всё продумано: если мы, к примеру, уберём октавы, выставленные самим композитором (особенно в унисонных проведениях - ”Помилуй мя, Боже...”), то мы заранее обесценим всю гениальнейшую “тихую” предстоящую кульминацию, “прорастающую” эмоционально именно в страх перед Богом и покаяние, тесситурно - в самый нижний участок диапазона басов, динамически - на самое трепетнейшее “пианиссимо”, в сочетании со значительным расширением темпа. 

И ещё: ... "С нами Бог” архиепископа Ионафана завоевывает души с первой же секунды, прежде всего, именно своей эмоциональной целомудренностью, своей сосредоточенной молитвенной торжественностью, в сочетании с потрясающей простотой и безыскуственностью, то есть, всем тем, что удается достичь в своих сочинениях далеко не каждому церковному композитору и что, собственно говоря, и определяется одним понятием - понятием “церковности”, как таковой.

Ярчайшие примеры ... композиторского и исполнительского творчества: архимандрит Матфей (Мормыль), архиепископ Ионафан (Елецких), диакон С.Трубачев, и им подобные, дарят надежду на то, что, все же, восторжествует в православной русской музыкальной эстетике то направление, которое нам заново “открыли” еще на рубеже веков М.Смоленский и А.Кастальский, и, которое позже стало называться «московской» церковно-композиторской школой". (С.Б. Толстокулаков «Православная музыка сегодня»)".

+++

Митрополит Ионафа́н (в миру Анатолий Иванович Елецких; род. 30 января 1949, Воронежская область, Россия, русский). Архиерей Украинской Православной Церкви (МП), духовный композитор, автор ряда статей, стихов и гимнов, переводчик литургических текстов.

На фото.

1. Митрополит Ионафан. Екатеринбург. Храм Спаса на крови.

2. Митрополит Ионафан (крайний слева). Успенская Киево-Печерская лавра. Коленопреклонная молитва о мире.


К списку событий